Суббота, 20.04.2024, 17:31


"Туруханск ликом смахивает на природу, его окружающую. Изломанный на краюшки крутым яром, оврагами и речками, он живет настороженной жизнью, найдут ли геологи чего в здешних недрах? Найдут - процветать городу и развиваться. Подкузьмят недра - хиреть ему дальше. Но чего-нибудь да найдут, не могут не найти - район на восемьсот длинных верст распростерся по Енисею, поперек же, в глубь тайги сколь его, району?..."

Виктор Астафьев "Туруханская лилия"

Приветствую Вас Гость | RSS
Разделы
С мира - по нитке! [20]
По материалам Интернета

Меню сайта

Погода
Туруханск
rp5.ru

Реклама

Курс доллара

Наши друзья

Сайт города Игарка

Наша кнопка
Интернет-портал Туруханского района
Просто скопируйте этот текст в html-код своего сайта. Код валиден и содержит только ссылку на наш портал и изображение самой кнопки; никаких скриптов или вредоносных программ не вызывается — можно не волноваться.

Главная » Статьи » Интересное - рядом » С мира - по нитке!

Туруханск и космонавтика

Подготовка СА в Туруханске к дальнейшей транспортировке
(фото из книги Ивановского О.Г.)

22.12.1960. Время - 7:45. Космодром Байконур, стартовый комплекс №1. Пуск ракеты-носителя "Восток 8К72К", которая должна была вывести на околоземную орбиту советский Корабль-спутник ["Восток-1", сер. 1К №6] (1960). Пуск произведен в рамках программы "Восток" по подготовке пилотируемого полета в космос.

На борту корабля находились собаки Комета [она же Альфа] и Шутка [она же Жулька, она же Жемчужная, она же Снежинка]. Из-за аварии третьей ступени ракеты-носителя (разрушение газогенератора ДУ блока Е на 425-й секунде полета) пуск закончился неудачей.
Спускаемый аппарат корабля аварийно отделился и, совершив суборбитальный полет, нормально приземлился в районе Туры (река Нижняя Тунгуска, Красноярский край). Собаки остались в спускаемом аппарате из-за отказа катапульты, что и спасло их жизни в суровых зимних условиях.

О.Г. Ивановский:

Последний в 1960 году пуск корабля был произведен 22 декабря. Полет должен был продолжаться сутки. В полет были отправлены две собачки – Шутка и Комета [так называет их и Черток Б.Е. Имена собак Борис Евсеевич взял из фундаментального труда по истории корпорации "Энергия" (эта поправка сделана 25.10.2007 вместо предыдущего текста), Палло А.В. называет их Жулька и Альфа, что (так я думаю) ближе к истине] и полный набор мелкой живности. [Для Жульки это был третий полет в космос!]. В начале полет шел прекрасно, но двигатель блока «Е» – третьей ступени, в начале своей работы решил отказать! Автоматика управления выдала команду на отделение корабля от ракеты. Баллистики прикинули и сообщили, что корабль войдет в плотные слои атмосферы где-то над Якутией.

В подготовке этого пуска из-за «спецкомандировки» мне участвовать не пришлось и все то, что вспомнилось, все то, что произошло, мне рассказали участники тех событий Арвид Владимирович Палло, и Федор Анатольевич Востоков. [ведущий конструктор скафандров]. После наших августовских «подвигов» в степях целинных Королёв поручил Арвиду Палло возглавлять поисковые группы. Позже он обо всем этом написал, и рукопись прислал мне.

От «первоисточника» я отступать не хочу.

Арвид Владимирович Палло:

"...Следующая работа оказалась одной из сложных. Спускаемый аппарат [Четвертого корабля-спутника "Восток"] с собачками Жулька и Альфа приземлился (это стало известно потом) в тайге у полярного круга, недалеко от города Тура на Нижней Тунгуске.

Палло писал, что их группа и вертолетно-самолетное обеспечение были сосредоточены на аэродроме «Кряж» местной авиалинии в Новокуйбышевке, в нескольких километрах от Куйбышева, близ расчетного района ожидаемой посадки спускаемого аппарата. В день пуска [22 декабря] к 5 часам утра все были готовы к работе. Сообщения о старте ждали до 10 часов, до 11… Только в первом часу им передали – «Отбой». Поняли: одно из двух – или пуск отложен по каким-то причинам, или…

Но вот об этом «или» думать не хотелось. Достаточно было первого декабрьского. Поскольку, как всегда, ночь перед пуском на космодроме ли, здесь ли, все равно беспокойная, решили отдохнуть, а в Москву лететь завтра. Естественно, потратили все продуктовые припасы, которыми запаслись из предыдущего опыта.

Вся группа – Палло, Козюпа [О.И. Козюпа – конструктор, сотрудник О.Г. Ивановского], Лобнев [А.А.] и представитель из ленинградского НИИ, специалист по системе АПО – Комаров, решила заночевать в одной комнатушке, «арендованной» в воинской части. Но поздно вечером дежурный сержант передал им телеграмму: «Палло и Комарову с необходимым инструментом и оборудованием срочно вылететь на аэродром «Безымянка», близ города Энгельс. Там будет ждать Ту-104. Королев».

Самолет для перелета уже был готов. Вылетели. И действительно, в «Безымянке» ждал снятый с рейса на Алма-Ату Ту-104. С двумя «спецпассажирами» он тут же вылетел. Командир экипажа, с подозрением покосившись, неохотно заявил, что ему приказано лететь то ли в Новосибирск, то ли в Красноярск – указания последуют позже, в полете.

Проснулись в Новосибирске. Что? Зачем? Почему? Полная неизвестность. Рядом стоял с работающими моторами самолет Ил-14. К [нашему] самолету подошли военные в форме КГБ и предложили срочно пересесть со своим имуществом в Ил-14, вылетающий в Красноярск. «Это для вас. Перегружайтесь скорее и – счастливого пути». – Все, что услышали в Новосибирске. Взлетели. В полете ясности не прибавилось. Прилетели в Красноярск.

(из воспоминананий Палло: "...В Красноярске начальник аэропорта сообщил, что дальнейшее наше следование будет на Ил-14 ГВФ, в сопровождении капитана УКГБ [Управление КГБ] Хабирова. На КП ВВС встретились с представителем Уральского военного округа, который сообщил, что дальше летят вместе, но на другом самолете. Куда? Точно не известно, то ли в Туруханск, то ли в Туру, узнают в аэропорту Подкаменной Тунгуски).

У начальника аэропорта Палло встретил представитель МВД, как он отрекомендовался, и попросил немедленно перегрузить все их имущество в Ил-14. Будучи голодными и не имея папирос, «спецпассажиры» попросили разрешения сходить в буфет, но в этом нам отказали. Был послан кто-то из экипажа ИЛа.

Вылетели в полночь, уже 24 декабря.

(из воспоминананий Палло: "...Пролетая над аэродромом "Подкаменная Тунгуска" решили связаться с начальником аэропорта. Он сообщил, что у него сосредоточились две группы: Николаенко (самолеты ВВС) и капитана Чернавского (НИИ-4) [военный институт Академии артиллерийских наук Министерства обороны].

Для уточнения дальнейшего следования приземлились здесь. Вскоре в Подкаменную Тунгуску прибыл самолет с представителями различных систем корабля-спутника из Ленинграда и Москвы.)

Было уже около трех часов ночи. На аэродроме, к своему удивлению, увидели целую группу военных, вертолеты, самолеты... Только здесь, наконец, узнали о целях своей сверхскоростной авиа-эстафеты. Где-то в этом районе были обнаружены радиосигналы, похожие на пеленгационные спускаемого аппарата. Узнали и кое-какие подробности.

Оказалось, что пуск ракеты-носителя прошел нормально. Первая и вторая ступени справились со своей задачей, а вот третья подвела. Корабль не получил нужной скорости, на орбиту не вышел, и, видимо, по очень крутой траектории вошел в атмосферу. Собачки, находившиеся в спускаемом аппарате, вероятно, погибли. Перегрузки должны были быть существенно больше допустимых... Но если принимались радиосигналы значит спускаемый аппарат цел. Может быть, и собачки еще живы…

Но сигналы принимали только одной станцией, и по ним можно было определить только направление к месту нахождения передатчика, второй-то засечки нет. Точка посадки не известна, «Пищало» где-то в направлении Туруханск–Тура.

На совещании решили поисковую работу продолжать, используя самолет с приводами и проводя визуальный поиск - рассредоточившись по самолетам [и вертолетам - добавлено у Ивановского], искать в направлениях на Туруханск и Туру [оранжевые парашюты капсулы и спускаемого аппарата - добавлено у Ивановского].

Капитан Хабиров предложил мне и Комарову лететь вместе с ним в направлении Туры. В полете он сообщил, что УКГБ, помимо поисковой партии ВВС, ведет самостоятельный поиск. По пути следования наше визуальное наблюдение не дало результатов.

[Ивановский пишет, что Палло и Комаров вылетели на Ил-14 в Туру.
Тут большой вопрос — в Туре садился только Ли-2!
27 сентября 1960 года была сдана первая очередь новой ВПП в Туре, а 1 октября приземлился первый Ли-2 с пассажирами из Красноярска.
Насколько мне известно какой-то Ил-14, сделав пролет над полосой, вернулся (только куда?)].

Приземлились в Туре в 10.00 [14.00 местного 24 декабря]. [Время, которое приводится в тексте А.В. Палло, скорее всего московское].

На КП встретились с начальником аэропорта Виноградовым [Иваном Корниловичем] и майором УКГБ Никифоровым [у Ивановского в тексте майор НКВД?!].

В 10.10 [14.10 местного] поступает радиосообщение с самолета Ан-2 [командир Борисов М.М.], что "видят цель".

Подключаюсь к радиопереговорам.

С самолета видят "два парашюта на деревьях и шар с двумя отверстиями". Ясно, что это спускаемый аппарат.

(то же событие у Ивановского: "...Минут через десять [после приземления в Туре], пришла радиограмма с самолета Ан-2, и чуть позже с самолета Ил-14 ВВС, что они видели «цель». Палло подключился к разговору с пилотом Ан-2 и понял, что он видел спускаемый аппарат, который приземлился в тайге приблизительно в 65 километрах юго-западнее Туры.)

Координаты того места: 63 градуса 42 минуты северной широты, 90 градусов 50 минут восточной долготы.
[Здесь у Ивановского явная ошибка в долготе! Должно быть: 63°42' с.ш. 99°50' в.д.].

И почти тут же начальник аэропорта сообщил, что получены радиограммы еще с двух самолетов: они тоже видели в тайге повисший на деревьях купол парашюта и какой-то черный шар [в воспоминаниях у Палло этого нет].

В это время в Туру прибыл вертолет Ми-4 из Туруханска. Прошу начальника аэропорта срочно доставить меня и Комарова к месту посадки СА. Пилот вертолета [видимо, это Козлов — командир Туруханского авиаотряда] отказался в связи с окончанием светового дня.

Пришлось обратиться к майору Никифорову о содействии, объяснив, что на борту СА контейнер с собаками, и в системе АПО был часовой механизм взрывного устройства, взведенный на определенный срок срабатывания и выдачи команды на подрыв спускаемого аппарата, и не известно исполнил ли этот механизм команду «отбой», поскольку посадка была аварийной. С трудом дается указание - меня, Комарова и Хабирова срочно вертолетом доставить к СА. Взлетели.

В 10.50 [14.50 местного] мы вылетели и приземлились примерно в 800-900 м от СА - ближе площадки не просматривалось. Ни лыж, ни компаса нет. По пояс в снегу пошли к СА но, подойдя на 80-100 м, потеряли направление. Пришлось по рации вертолета запросить пилота Ан-2 летать в направлении "вертолет-цель", пока мы не подойдем.

С громадным трудом стали пробираться и как только добрались (в 11.50 [15-50 местного]) первое, что бросилось в глаза – это висевший на дереве парашют, совершенно целый корпус шара, два открытых люка и в одном – «капсула» с собачьей кабиной. Она не катапультировалась. Отрывная плата с электроразъемами не отделена и на ней висел целый пук переплетенных обугленных проводов. [Радиопередатчик "Маяк" корпусом СА прижат к кустарнику, а с деревьев висят расходящимся веером стропы парашюта.] Подошли осторожненько, прислушались – собачки признаков жизни не подавали.

Прежде всего, нужно было отключить электрические цепи от взрывного устройства. Это можно было сделать, только забравшись внутрь аппарата через люк. Через люк... Но в люке не катапультированная капсула, в ней кабина с собачками, а под капсулой пиротехническое устройство – пушка, которая должна была выстрелить этой капсулой, но не выстрелила.
А в каком она состоянии, эта пушка? Быть может, чуть тронешь и... А ведь снаружи аппарата торчали оборванные и обгорелые провода... Какие там провода замкнуты, какие нет?..

(Первой задачей было обесточить систему АПО). Решили так, к аппарату пойдут двое и попытаются, забравшись внутрь, отключить нужные электрические разъемы. Двое – это Палло и Комаров. Пошли не вместе, по очереди. Палло, как старший, пошел первым и решил, прежде всего отключать пиротехническую пушку. Комаров возразил: первым должен пойти он и отключить взрывное устройство.

Приказывать Палло не стал, чтобы не обижать товарища. Кому идти первому разыграли на спичках – и то и другое было одинаково опасно. Выпало первому идти Комарову. Он пошел, Палло встал за дерево. Комаров пролез в люк головой вниз, только ноги наружу торчали. Через пару минут вылез. «Отключил!» Отключать пушку пошел Палло, а Комаров встал за дерево. Арвиду через люк нужно было добраться почти до самого дна аппарата. Пришлось ему снять куртку и пролезать туда вниз головой…

(Тут невольно я вспомнил аналогичную "процедуру", когда сам на стартовой площадке, на заправленной ракете, по часовой готовности вот так же вниз головой, в таком же шаре добирался, за злополучным куском не пристегнутой ткани перед пуском корабля с Белкой и Стрелкой. Но тогда было тепло, август, а не январь в сибирской тайге!).

(Во время нашей работы собаки не подали голоса), рассмотреть собачонок через обмерзший иллюминатор кабинки не удалась, снять же кабину можно было только вытащив капсулу из корабля.

Стало смеркаться. На этих широтах зимний день короткий – всего три-четыре часа. (Пилот вертолета стал беспокоиться о возвращении в Туру, стало темнеть. Захватив с собой работающий радиопеленгатор "Маяк", в 12.30 [16.30 местного] вылетели, оставив СА в тайге). Вернулись в Туру. Первый раз за все эти сумасшедшие сутки решили выспаться.

Но не тут-то было: (из воспоминаний Палло: "Ночью меня дважды вызывал на радиопереговор С.П. Королев, интересуясь, живы ли собаки. Я ему ничего утешительного сказать не смог ответить, так как они голоса не подавали и их через замерзший иллюминатор не было видно, к тому же переговорам мешали сильные помехи от сполохов северного сияния. Радиосвязь прекратилась...").

Королев сообщил, что в Туру прилетит представитель вертолетного конструкторского бюро М.Л. Миля. Это было очень кстати, поскольку местные вертолетчики поднимать из тайги аппарат категорически отказались.

К вечеру [24 декабря] прилетел летчик-испытатель Рафаил [Иванович] Капрэлян, обладатель мировых рекордов, установленных на вертолетах, ([с ним] представители КБ Миля Мацицкий, Троицкий, Аруин) и наши конструкторы
А.Ф.[Алексей Филиппович] Тополь, Новиков, М.Ф.[Михаил Федорович] Решетнев [конструктор] из Красноярска, Горшков, Наумкин, пилот самолета Ан-12 Серов и аэродромный специалист подполковник Калинин.

После проведенного совещания решили доставлять аппарат в Туру вертолетом. Осмотревшись [25 декабря на месте посадки СА] и повздыхав, Капрелян согласился попытаться поднять наш аппарат и отвезти его в Туру, подвесив на тросе, если он по весу…

– А сколько весит эта ваша штуковина? – с тревогой спросил он, похлопывая рукавицей по обгорелому боку шара.
– Около двух тонн...
– Сколько? А вы знаете, что на подвесе Ми-4 может брать не больше полутора тонн? А у вас больше двух? Такой груз я не подниму, как хотите.
– Что же будем делать?
– Это ваши заботы. Я могу предложить только одно: облегчить вертолет, снять часть оборудования, слить часть горючего, на борту буду я один и еще... еще прорубить в тайге просеку, дать мне горизонтальный участок для взлета. А вашу технику закрепить на короткой подвеске.

(текст Палло: Представители КБ Миля Мацицкий, Троицкий, Аруин и шеф-пилот Капрелян приняли решение транспортировать СА в Туру вертолетом Ми-4, для чего:
- СА упаковать в брезент и грузовую сетку;
- максимально облегчить вертолет и СА;
- расчистить просеку 50 x 200 м;
- произвести контрольный подъем на Ми-4 груза, аналогичного по весу СА (1600 кг [?]) [По свидетельству Капрэляна спускаемый аппарат имел массу — 2100 кг];
- транспортировку осуществлять на короткой подвеске.)

Принятые «мероприятия», были разбиты на две части: промышленно-технические и лесотехнические... Первая часть реализовалась наличными силами. А вот кто лес будет валить? Чем? Как? Кто-то предложил обратиться за помощью к делегатам юбилейного съезда, посвященного тридцатилетию Эвенкийского автономного [национального] округа, проходившего в те дни в Туре [проходило торжественное заседание 24 декабря в субботу].

На следующий день [25 декабря] на вертолетах [два Ми-4 по свидетельсту очевидца] в тайгу добрались человек 15 лесорубов с инструментами и довольно быстро прорубили двухсотметровую просеку шириной метров пятьдесят.

[Местные люди работали не больше 2-х часов, их заменили прилетевшие военнослужащие. Они же всех от СА оттеснили, выставив охрану.
Участвовали в расчистке полосы три известных мне туринца: Черкашин Александр Иванович, Львов Павел Николаевич и Юрьев Владимир Михайлович.

Решили кое-что снять и с нашего аппарата.

Палло, капитан Чернавский и Алексей Тополь, решили остаться в тайге на ночь. Мероприятие, скажем прямо, весьма рискованное при местном климате и времени года. Не дай Бог пурга — и люди пробудут в таежном «плену» на неопределенное время. До города-то 65 километров. Тем не менее, остались.

(то же самое у Палло: Учитывая короткое дневное время, решили: группе, подготавливающей СА к транспортировке в Туру, заночевать в тайге, с тем, чтобы транспортировку выполнить в дневное время.
На ночь остались Палло, Тополь, Черновский и местный милиционер таежник. [Предположительно его фамилия Пермяков]).

Утром 25 декабря в Туру прилетели еще несколько человек, и среди них — медик А.А.Гюрджиан [Армен Арамович, он подготавливал всех собак и других животных к полетам, (принимал так же непосредственное участие в подготовке полета собаки Лайка в 1957 году)], ведущий конструктор [скафандров] с завода 918 — Ф.А. [Федор Анатольевич] Востоков, капитан Чернавский, ленинградцы — «АПО-шники» Салин и Хаит [у Палло Силин и Хайт]. Все вылетели к месту посадки корабля. (...к СА полетели Палло, Востоков, Гюрджиан, Тополь, Хайт, Силин и др.)

Прилетели. Начали снимать капсулу с собачьей кабиной.
И вдруг собачонки неожиданно залаяли! Живы! Несмотря на самые пессимистические прогнозы. Мыши и прочая мелкая живность замерзли. Несчастных, замерзших, измученных собачонок Гюрджиан завернул в тулуп и на вертолете отправился в Туру [Вычужанин Юрий Николаевич, старейший туринский пилот, видел собак в иллюминаторе вертолета. Собачки провели в заточении 4 суток!]. Оттуда, в тот же день, Гюрджиан, Востоков, Хайт и Силин на самолете Ли-2 через Подкаменную Тунгуску отбыли с ними в Москву.

Затем демонтировали и ликвидировали заряд системы АПО, подготовили площадку для посадки вертолета вблизи СА.

За день местные лесорубы расчистили просеку для взлета вертолета.

Капрэлян прилетел на Ми-4 утром [26 декабря].
Слили часть горючего, вертолет поднялся, завис над шаром. С большим трудом удалось пристегнуть трос на крюк вертолета. Взревел мотор и с громадным трудом вертолет чуть приподнял тяжеленный груз и, наклонив нос, чуть не волоком потащил его над просекой... [и] медленно, с подъемом, полетел в Туру. Весь остальной состав его сопровождал на Ан-2.

[это ошибка, Ан-2 не мог ни сесть там, ни взлететь, естественно. Сопровождали на Ми-4 (на котором летел один из очевидцев-туринцев)].

До Туры добрались благополучно. Но дальше как? Капрэлян, напереживавшись сверх всякой меры, видимо, неточно рассчитал или просто не увидел из-за поднятого вертолетными лопастями снега, отцепил наш аппарат метров на пять выше, чем хотелось. Удар о снег большого вреда не причинил, но принцип... Палло пришлось сказать Капреляну несколько не очень ласковых слов. Тот обиделся, улетел в Москву [на чем: на втором вертолете или Ли-2?], сказав, правда, на прощанье, что дальше везти шар уже могут его товарищи, или местные вертолетчики, пользуясь его, Капрэляна опытом, или прямо из Туры на самолете, если только подходящий для этого самолет сможет сесть и взлететь с Туринского аэродрома...

В Туре СА сдали под охрану капитану Черновскому и стали подготавливаться к дальнейшей его транспортировке.

Для обеспечения эвакуации остались:
от НИИ-4: капитан Черновский, Простигин, Черный, Процко - охрана;
от ОКБ-1: Палло, Тополь, Наумкин;
от КБ Миля: Мацицкий, Троицкий, Аруин, Токарев;
от УКГБ: Хабиров.

По мнению командира экипажа Ан-12 [Серов], специально прилетевшего в Туру, местный аэродром для такой операции мог подойти, но ... требовалось согласие командования ВВС. Представитель этого командования [подполковник Калинин] решительно отказался от посадки в Туре, предложив везти аппарат в Туруханск на санях трактором или на оленях...

От Туры до Туруханска чуть не тысяча километров – это по прямой [по фарватер реки 865 км]. А ехать зимой можно лишь по льду Нижней Тунгуски, и это чуть не вдвое дальше ... Да к тому же, в ту зиму река замерзала дважды – по первому льду прошла вода и потом замерзла. Старожилы считали, что лед не выдержит вес трактора.

Решили дальнейшую транспортировку осуществить вертолетом Ми-4. Ми-6 еще не был принят в эксплуатацию [тут тоже вопрос?]. Транспортировать эшелоном, бросками через Учами-Тогинский Большой водопад-Тутонганы.
[Здесь, видимо, ошибка. Скорее всего читать нужно так: Учами-Тутончаны-Ногинск-Большой порог (см. карту ЭАО].

Пилотирование Ми-4 Капрелян передал летчику Козлову (начальнику аэропорта Туруханск), много летавшему на вертолетах в условиях Кавказа. Погода в Туре стала портиться, и мы лишь 5 января вылетели эшелоном в Учами.

После раздумий был принят такой план: впереди полетит начальник аэропорта Туры Виноградов [Иван Корнилович]
на Ан-2, за ним на Ми-4 с подвешенным аппаратом начальник аэропорта в Туруханске [Козлов], а замыкать отряд будет самолет Ан-2 Окунев [Борис Фёдорович — пилот из Туры] с топливом для дозаправок вертолета .
Далеко не просто оказалось прицепить шар к тросу с вертолета. Зависший вертолет поднимал снежный вихрь. И пилот, не видя поверхности, не мог точно определять подняться или опуститься ему, чтобы человек, стоявший на шаре, мог зацепить трос. Эквилибристика!

Пришлось командовать со стороны. А как? Кричать? Без толку, за ревом двигателя пилот не услышит... Радио нет. Решили на пальцах: Палло показывал пилоту один палец – один метр высоты, два пальца - два метра, согнутый палец – полметра. Вот так, в век атома и космических достижений...

Перелетали надо льдом реки по 100-200 километров, садились для дозаправки вертолетных баков, каждый раз, отцепляя и прицепляя груз. Добрались до небольшого поселка Тутончаны.

5 января 1961 г.
Ми-4 с изделием - взлет 6.00 [10.00 местного], пилотирует Козлов;
первый Ан-2 - взлет 6.05, пилотирует Виноградов [Иван Корнилович] (начальник аэропорта Тура);
второй Ан-2 - взлет 6.13, пилотирует Окунев [Борис Федорович].

Летели эшелоном. Впереди Ан-2 - Виноградов с группой приема Ми-4 на земле. Затем - Ми-4, Козлов. Замыкающим - Ан-2 (Окунев) с топливом и охраной.

Учами. 7.35 - сброс СА [11.35 местного], заправка топливом при температуре воздуха -45 град.С.
9.07 [13.07 местного] - вылет. Прицепка СА удалась с 3-й попытки: мешали статическое электричество вертолета (разряд при накидке подвески на крюк) и снежный вихрь при зависании, затрудняющий ориентировку.

Тутонганы [Тутончаны] - посадка в 10.00 [14.00 местного] при температуре воздуха –47 град.С. После посадки некоторое время прогревали вертолет, но температура воздуха резко понизилась, и прогрев прекратили. К вечеру температура спустилась до –57 - –60 град.С, и так продержалась до 9 января.

До Туруханска оставалось еще километров 200 [437 км по фарватеру реки]. Но здесь погода решила доказать, что сибирский январь – это январь! Температура стала падать, и вскоре термометр уже ничего не мог показать – ниже минус 60 градусов по Цельсию шкалы не было… И так трое суток.

Самолеты и вертолет в таких «нечеловеческих» условиях работать отказались. Можно было отдохнуть. Разместились в местной школе, благо начались каникулы, получили во временное пользование штук тридцать оленьих шкур – на них спали, ими и укрывались.

На третьи сутки по рации из Туруханска сообщили, что движется теплый фронт, но весьма короткий. Январь есть январь.

Решили заранее прогреть двигатель вертолета бензиновой печью ["воздухогрейка"]. Но из этого ничего не получилось - бензин не загорался. Из Туруханска самолетом доставили электропечь

[Как этот самолет мог прилететь при такой низкой температуре?? Значит, Ан-2 в Тутончанах стало уже три?].

Оказалось, нет проводов для подключения электропечи к дизель-генератору. Решили временно снять в поселке внешнюю электросеть [уличные провода]. Через некоторое время двигатель вертолета запустился.

[9 января, воскресенье] Перед вылетом Туруханск нас предупредил, что по трассе возможен сильный туман. Но ждать?.. Чего ждать? Опять шестидесятиградусного мороза?
Вертолет Ми-4 летел с большой перегрузкой и не мог перевалить через сопки, поэтому полет проходил над рекой, среди высоких сопок. Решили лететь, и лететь только надо льдом, по руслу Нижней Тунгуски. А она в этом районе вьется ужом между сопок и сопочек. Как лететь, да еще в тумане? Наверное, надо было придерживаться все время одного берега [правого] – гарантия от столкновения с сопкой на другом берегу, а при осложнениях– бросать аппарат на лед.

Палло летел на первом самолете, и, высовывая руку, отмашкой предупреждал пилота вертолета о зигзагах речного русла.
Вот так, в густом тумане преодолели последние километры и добрались, наконец, до Туруханска.

Пилот Ми-4 [Козлов] (он же начальник аэропорта Туруханск) «угостил» прилетевших хорошей баней, помог с устройством в нормальной гостинице [в Тутончанах же спали на оленьих шкурах!] и пригласил нас на новогоднюю елку.

Через два дня прилетел Ан-12 с нашим представителем А.А.Лобневым. Погрузив корабль в контейнер, его отправили в Москву.
А наша группа на самолете Ил-14 возвратилась через Красноярск, и Свердловск.
[По воспоминаниям очевидцев в операции было задействовано два вертолета Ми-4].


Источник: http://www.tvsh2004.narod.ru/korolev_evenkya.html

Категория: С мира - по нитке! | Добавил: Master (21.02.2008) | Автор: Master
Просмотров: 3979 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/3 |
Всего комментариев: 1
avatar
0
1
Я коренной Туруханец и до сих пор не знал об этом. Где Вам удалось такую сатью найти, ведь столько лет прошло?
Очень интересно.
ComForm">
avatar
Новое на форуме
  • Карта Туруханска, где взять? (0)
  • Компьютерные сети (50)
  • ТУРУХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА (200)
  • Потерялся человек! (2)
  • Бардюков В.Г., 450 млн. руб и Голодед А.И. (13)

  • Кто на сайте


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа
    Логин:
    Пароль:

    Мини-чат

    Случайное фото

    Новые фотографии

    Праздники
    Праздники сегодня

    Посетители

    Теги
    Туруханск ТУРУХАНСКИЙ РАЙОН погода Туруханск Туруханскэнерго фото туруханска Туруханск-регион топографическая карта расписание теплоходов СИМОНА ЮРЧЕНКО Игарка БОР Маяк Севера Туруханск портал сайт Туруханска ФОРУМ ТУРУХАНСКА ВАНКОР Туруханская ГЭС ванкорское месторождение Эвенкийская ГЭС

    Поиск

    Copyright Туруханск-регион © 2024 При использовании материалов сайта ссылка на наш портал обязательна!