До конца года в Красноярском крае планируется принять краевой закон о северных территориях. По словам заместителя губернатора, руководителя департамента планирования и экономического развития администрации края Эдхама Акбулатова, сейчас в крае действует более 50 нормативных актов, регулирующих жизнедеятельность в районах Крайнего Севера. И теперь предстоит «собрать все действующие нормативы в единый краевой закон, чтобы людям было понятно, какую поддержку им оказывает власть». К территориям Крайнего Севера и приравненным к ним местностям в России относится 30 районов и автономных округов, из которых в Красноярском крае расположены девять. Три из них сообщаются с «большой землёй» только с помощью авиационного и речного транспорта. Причём водное сообщение возможно только в течение 3-4 месяцев в году. Основными источниками электроэнергии здесь являются дизельные электростанции, а тепло вырабатывается угольными котельными. Топливо и практически всё необходимое для жизни на ближайшие девять, месяцев сюда необходимо завезти с «большой земли» за короткое лето - во время северного завоза. Золотое тепло Транспортные расходы, которые составляют более 150% от стоимости угля, входят в себестоимость электро- и теплоэнергии и автоматически включаются в энерготарифы для населения и предприятий. Например, отопление одного квадратного метра жилья в Туруханском районе сегодня обходится частным потребителям в 106,8 руб. Для сравнения: в Красноярске, где используется дешёвая электроэнергия с ГЭС, а расходы на транспортировку угля гораздо ниже, тариф на теплоснабжение жилых домов - около 12 руб. за кв. м. «В Туруханске отопление квартиры площадью 60 кв. м обходится примерно в 6 тысяч рублей. Это около 60% от всей суммы квартплаты, которая в среднем составляет приблизительно 11 тыс. руб.», - говорит директор муниципального учреждения «Социальные выплаты» Лариса Ясакова. Впрочем, население оплачивает лишь часть коммунальных услуг. Львиную долю затрат возмещает краевой бюджет - в виде дотаций на электроэнергию, льгот по оплате услуг ЖКХ, жилищных субсидий и т.д. При средней заработной плате 12 тыс. руб. (это в Туруханске, а в других населённых пунктах - ещё ниже) в категорию льготников попадает почти 98% населения района. В 2007 году общая сумма бюджетной финансовой помощи Туруханскому району должна составить более 670 млн руб. Большая часть этих средств пойдёт на покупку и транспортировку с «материка» сырья для дизельных электростанций и угольных котельных. По словам генерального директора МУП «Туруханскэнерго» Василия Булгакова, в последние годы деньги из краевого бюджета приходят регулярно и в полном объёме, однако проблемы с обеспечением жизнедеятельности района всё равно остаются, и немалые. Дело в том, что порядок выплаты государственных компенсаций по коммунальным платежам, который отлично работает на «большой земле», для специфических условий Крайнего Севера непригоден. Деньги поступают в течение всего года, а закупать сырьё и расплачиваться с поставщиками и перевозчиками нужно летом. Нет денег - нет угля и мазута зимой. И до следующей навигации взять их негде. «Приходится привлекать заёмные средства: брать кредиты, а проценты по ним включать в себестоимость электро- и теплоэнергии, - говорит Василий Булгаков. - Это означает повышение тарифов для населения и автоматическое увеличение затрат краевого бюджета на дотации и субсидии». Повышать зарплату северянам бессмысленно. Каждое повышение тут же «съедается» ростом квартплаты Кроме того, льготы, субсидии и бюджетные дотации вместе с платежами населения не покрывают затрат коммунальных служб полностью, поскольку расчётные энерготарифы просто не успевают за ростом цен на энергоносители. По словам Василия Булгакова, каждый год его предприятию не хватает нескольких десятков миллионов рублей, которые приходится «выбивать» в администрации края. Собственных источников дополнительного финансирования ЖКХ в районе нет - он является дотационной территорией. Край выделяет недостающие деньги, а на следующий год всё повторяется: энерготарифы растут, денег на северный завоз требуется всё больше, проблем у коммунальных предприятий прибавляется и т.д. Практически неизменным остаётся только одно - невысокий уровень жизни населения. «Повышать заработную плату в такой ситуации бессмысленно. Каждое увеличение тут же «съедается» квартплатой, поскольку как только доход семьи увеличивается, размер положенных ей жилищных субсидий сокращается, - объясняет Василий Булгаков. - Например, если поднять сотруднику зарплату на три тысячи рублей, ему почти всю прибавку придётся отдать за квартиру. Иногда рабочие даже отказываются работать внеурочно за дополнительную плату, а это мешает нормальной деятельности предприятия». «Чтобы люди действительно смогли почувствовать реальное повышение зарплаты, она должна вырасти минимум на 60%, но тарифы на услуги ЖКХ при этом должны настолько же снизиться, - считает Лариса Ясакова. - Без этого невозможно решить вопрос повышения уровня жизни населения, которое в последнее время усиленно декларируется и федеральными, и краевыми властями». Нефтяные парадоксы Вариантов снижения тарифов несколько. Самый радикальный- полностью избавиться от дизельных электростанций и перевести район на энергию от ГЭС. Свои надежды на дешёвую электроэнергию администрация района связывает с Туруханско-Эвенкийской гидроэлектростанцией, которую РАО ЕЭС собирается построить в 120 км выше Туруханска. Если это произойдёт, в посёлке резко снизится себестоимость и тепловой энергии. Однако другие сёла и деревни района по-прежнему придётся обслуживать с помощью дизельных электростанций: протягивать ЛЭП в отдалённые малонаселённые места энергетикам абсолютно невыгодно. Да и запуск ГЭС планируется минимум через четыре года. Ещё один путь снижения энерготарифов - перевести котельные с угля на сырую нефть, как это сделали соседи - Эвенкия и Северо-Ени-сейский район. «Мы рассматривали такой вариант, - говорит Василий Булгаков. - Но для этого нужны очень значительные средства. Тем более что у нас в районе пока нет собственной нефти: пока её начнут добывать в промышленных объёмах на Ванкорском месторождении, пройдёт ещё не один год. А возить нефть из Эвенкии довольно дорого. Кроме того, цены на нефть постоянно растут. Уже сейчас себестоимость выработки тепла на угле и на сырой нефти почти сравнялась. Что, если в будущем нефть подорожает настолько, что будет обходиться нам гораздо дороже привозного угля? Мы можем оказаться заложниками ситуации, ведь для перевода котельных обратно на уголь потребуются новые затраты». Борьба за статью По мнению собеседников ЭКО, на сегодняшний день единственный приемлемый способ снижения энерготарифов в районе - введение целевого финансирования северного завоза из краевого бюджета. По сути, речь идёт о том, чтобы в новой интерпретации возродить старую проверенную схему, которая действовала в стране до начала 1990-х годов. Поставки на север топлива и товаров первой необходимости тогда осуществлялись централизованно и финансировались напрямую из общегосударственной казны. Северяне получали уголь и ГСМ вовремя и без ненужных героических усилий. Жить и работать на Крайнем Севере считалось престижным и выгодным: там можно было хорошо заработать, а условия проживания по комфортности мало отличались от «материковых». Сейчас такая схема частично продолжает действовать, но только для территорий, имеющих статус автономных республик и округов (например, северный завоз на территории Республики Саха финансируется из федерального бюджета). Туруханскому и другим северным районам Красноярского края рассчитывать на федеральные деньги не приходится: по закону край-донор должен обеспечивать их самостоятельно. «Мы предлагаем включить в краевой бюджет статью «Северный завоз», по которой ежегодно будут выделяться средства на покупку и перевозку топлива для дизельных электростанций и малых угольных котельных - тогда, когда это нужно, то есть в период навигации, - говорит Василий Булгаков. - Это позволит нам уменьшить себестоимость электроэнергии и тарифы для населения в Туруханском районе на 67%, а тепла - на 44%». Поворот бюджетных рек Если тарифы на услуги ЖКХ в северных территориях будут снижены, краевой бюджет будет тратить меньше средств на дотации, льготы и субсидии на оплату ЖКХ для северян. По подсчётам экономистов Туруханскэнерго, бюджетные дотации на возмещение убытков по электроэнергии, вырабатываемой дизельными электростанциями для нужд населения в 2007 году, могли бы сократиться на 70,7% (167,3 млн руб.). Расходы на возмещение разницы в тарифах по услугам ЖКХ -на 78% (76,38 млн руб.). Затраты на жилищные субсидии- на 21,6% (37,45 млн руб.). Льготы населению по оплате жилищно-коммунальных услуг - на 45,5% (25,5 млн руб.). А траты на оплату коммунальных услуг, оказываемых учреждениям бюджетной сферы, - на 50,8% (53,99 млн руб.). В результате могло бы высвободиться около 360,7 млн руб. Именно эти деньги представители Туруханского района и предлагают потратить на целевое финансирование северного завоза. А чтобы покрыть расходы на покупку и перевозку угля и ГСМ полностью, необходимо ещё около 72,3 млн руб. — столько составят дополнительные бюджетные затраты. «Итоговая сумма, которая будет уходить на обеспечение жизнедеятельности района в случае перехода на целевое финансирование, будет всего на 10% выше той, которую край расходует сегодня, - говорит Василий Булгаков. - Но при этом мы сможем всегда вовремя проводить закупку и снизим тарифы для населения и предприятий. Только в этом случае у нас появится возможность реального повышения благосостояния жителей: за счёт увеличения заработной платы и замедления роста цен на товары и услуги, в стоимости которых присутствует плата за электро- и теплоэнергию. Не менее важен и моральный аспект: всё это снизит социальную напряжённость в районе, люди перестанут жаловаться на слишком высокие тарифы и цены». Искусственный отбор Администрация района обратилась в краевой департамент жилищно-коммунальной политики и в Законодательное собрание Красноярского края с предложением включить пункт о целевом финансировании северного завоза в готовящийся закон о северных территориях. Круг районов, которые могли бы участвовать в таком финансировании, туруханцы предложили опре¬делять по двум критериям. Во-первых, на этих территориях должны полностью отсутствовать автомобильные и железные дороги. Во-вторых, выработка электрической энергии должна производиться дизельными электростанциями, а действующий тариф на электроэнергию по сравнению с более дешёвыми источниками должен быть выше как минимум в 12-14 раз. По словам Василия Булгакова, в ответ на это обращение депутаты предложили компромиссный вариант - ввести бюджетную компенсацию расходов на транспортировку топлива в северные районы. «Конечно, это существенно облегчит работу нашего предприятия, но на тарифах для населения отразится незначительно: их удастся снизить всего на 16%. Мы же предлагаем решать проблему северного завоза и повышения уровня жизни населения северных районов комплексно, а не по частям». Ожидаемый эффект от принятия статьи о целевом финансировании северного завоза (в млн руб.)
Источник: http://Власть и бизнес (Красноярск) |