"Туруханск
ликом смахивает на природу, его окружающую. Изломанный на
краюшки крутым яром, оврагами и речками, он живет настороженной
жизнью, найдут ли геологи чего в здешних недрах? Найдут -
процветать городу и развиваться. Подкузьмят недра - хиреть ему
дальше. Но чего-нибудь да найдут, не могут не найти - район на
восемьсот длинных верст распростерся по Енисею, поперек же, в
глубь тайги сколь его, району?..."
Просто скопируйте этот текст в html-код своего сайта. Код валиден и содержит только ссылку на наш портал и изображение самой кнопки; никаких скриптов или вредоносных программ не вызывается — можно не волноваться.
Ясное дело – по имени реки Турухан, на которой казаки 400 лет назад заложили зимовье, ставшее впоследствии Новой Мангазеей, а еще позже – Туруханском. А вот почему река так называется? Широко распространена версия, что название «Турухан» произошло от имени «кочевавшего вблизи тунгусского хана Туру». То есть Турухан – «царь Туру». Однако на севере Красноярского края есть множество географических названий, содержащих корень «туру», – например, реки Туру, Туруга, Торомокан и другие. Вряд ли кочевья «царя Туру» были столь обширными, а сам он – столь значимой фигурой на Севере. Поэтому ученые склоняются к тому, что имя «Турухан» происходит от названия реки, озера на языках коренных народов: это селькупское «ту», «тур», «то», «тор» – «озеро», камасинское «ту» – «река», нганасанское «турку» – «озеро».
У самих коренных народов совершенно иное объяснение, почему реку Туруханом назвали и что это обозначает. Тут все дело в шаманах, утверждают аборигены. Каждому шаману полагалось иметь свой «жезл», или «посох», на котором было изображено шаманское дерево. Этот символ шаманской власти и могущества как раз и назывался «туру». Если шаман обладал небольшой силой, то и жезл у него был небольших размеров и назывался «Турукан». Отсюда и название реки, которое русские позже стали произносить на свой манер, – Турухан. А назвали так реку потому, что по сравнению с могучим Енисеем, ширина которого в районе Туруханска достигает трех километров, она действительно «невеличка».
Покровитель рыбаков и охотников
Северная обитель края – Туруханский Свято-Троицкий монастырь. Его история началась в 1660 году, когда на правом берегу Нижней Тунгуски, у ее устья, иеромонах Тихон заложил монастырь по указу царя Алексея Михайловича. Тихон стал и первым настоятелем Троицкого монастыря. Он перевез в обитель редкие рукописные книги, положившие начало богатейшей монастырской библиотеке, доставил из Мангазеи колокол. А главной святыней монастыря практически с момента его основания являются нетленные мощи святого мученика Василия Мангазейского Чудотворца. Туруханский святой – личность историческая. Жил 19-летний юноша Василий в Старой Мангазее (на реке Таз, к западу от Енисея). Служил приказчиком у богатого купца, был очень набожным и благочестивым человеком. Однажды во время церковной службы, на которой находился Василий, в лавке этого самого купца произошла кража. В воровстве обвинили Мангазейского. Воевода Савлук Пушкин запытал юношу до смерти. Похоронили Василия небрежно, без почтения – даже в гроб не положили. Было это в 1602 году. А 60 лет спустя Василий Мангазейский стал являться во снах основателю Троицкого монастыря Тихону. Юноша просил похоронить его по-человечески. Тихон отправился в Мангазею и привез оттуда тело Василия, оказавшееся нетленным. Его захоронили в стенах монастыря.
А в монастырской церкви Свято-Троицкого монастыря стоит рака с мощами Василия Мангазейского. Храм, посвященный его имени, построен в туруханском поселке Бор. Василий Мангазейский считается покровителем местных рыбаков и охотников, которые утверждают, что святой часто спасал людей в различных трудных ситуациях, совершал чудеса по молитвам к нему. Каждый год в туруханскую обитель приезжает множество паломников – поклониться мощам и попросить исцеления.
Как люди пришли на Север
Одни из самых живописных мест на Енисее – между селом Ворогово и поселком Бор. Почти сразу за Вороговом Енисей входит в огромный островной архипелаг, вытянувшийся более чем на 50 километров. 99 больших и малых островов образуют бесчисленное количество проток и рукавов. А сразу за архипелагом – Осиновский порог, откуда стремительное течение Енисея попадает в створ ущелья Осиновских Щек, глубина здесь достигает 60 метров. На выходе из Щек взорам открываются два сказочно красивых островка, заросших соснами и елями, – Кораблик и Барочка, названные так из-за своей «ладейной» формы. Здесь же стоит и остров Монастырский – когда-то на нем жили монахи. Говорят, их кельи сохранились кое-где на острове до сих пор.
В советские времена в районе Осиновского комплекса хотели построить ГЭС – если бы это произошло, то и Ворогово, и Зотино навсегда скрылись бы под водой. Но и сейчас каждую весну Щеки становятся преградой идущему по реке льду. И пока Енисей не продавит сквозь ущелье ледовые горы, вся пойма выше затора превращается в один огромный чудовищный разлив. Наверное, именно о таких весенних катаклизмах рассказывает старинная кетская легенда. Давно кеты жили в верховьях Енисея, и славилась их страна богатством и миром. Но с далекого юга пришло племя богатырей-людоедов и напало на мирный народ. Тогда люди построили лодки и вручили свою судьбу Енисею. Богатыри бросились в погоню – но они не умели плавать и боялись воды. Осердились они и стали бросать горы на пути реки – так появились теснины и пороги. Но могучий дедушка Енисей разбивал горы и уносил людей все дальше. Погоня шла до самого Туруханского края – здесь богатыри, собрав все силы, устроили самую крепкую преграду. Подошел Енисей к горам, попытался пробиться – и не смог, стал накапливать воды. Озеро получилось – горы его удержали, морем разлился Енисей – горы стоят. Высоко поднялись воды, стали стекать в долину чужой реки Оби. Заплакали люди. Тогда великий богатырь и шаман Альба взял свой топор и рассек скалы. Енисей кинулся в эту щель и прорвался в Туруханский край…
Страшные сказки Страны Советов
В 18 километрах от Туруханска, вверх по Нижней Тунгуске, отвесно поднимается над водой Смерть-скала. Современная легенда связывает столь мрачное название утеса с расправой белогвардейцев над большевиками в июле 1918 года. В дни падения Советской власти в Красноярске большая часть местных партийцев сбежала на Север, прихватив документы и золотой запас отделения Госбанка. В красном отряде было 500 человек, в том числе Тихон Марковский, Ада Лебедева, Григорий Вейнбаум и другие большевики, имена которых сейчас носят красноярские улицы. Погоня настигла их в селе Монастырском (нынешнем Туруханске). Партийцы разделились на отряды и ушли в тайгу. Говорят, когда их поймали, многих сбрасывали со Смерть-скалы. Потому и получила она такое имя. Есть и другая версия названия утеса. Когда-то давно поселенцы сплавлялись по Тунгуске на плотах к Енисею. И многие не доходили – течение бросало их на Смерть-скалу, возле которой бурлит несколько водоворотов. Шанса на спасения у людей не было…
О том, что «Туруханский край – всероссийская ссылка», слышали многие. Но не все знают, что ссылать сюда начали еще в XVII веке. Здесь не по своей воле жили (и умирали) протопоп Аввакум, соратники Разина и Пугачева, декабристы, эсеры, анархисты, социал-демократы, большевики – Сталин, Свердлов, Спандарян и другие. Последние, придя к власти, продолжили «ссыльную традицию». Еще в 1923–24 гг. они отправили в Туруханск архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого). Именно из Туруханска призвался на фронт историк Лев Гумилев – сын поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, Ариадна Эфрон, тоже не миновала туруханской ссылки. Здесь тысячами гибли репрессированные спецпереселенцы из Прибалтики, Калмыкии, с Поволжья, Кубани. Зеки с 1949 года и до смерти Сталина строили здесь железную дорогу Салехард – Игарка. И построили – несколько месяцев по заполярной трассе ходили паровозы. Но цена оказалась высокой – каждый километр «стройки № 503» оплачен десятками жизней.
Смерть вождя положила конец не только убийственной стройке по болотам и вечной мерзлоте. В Курейке, где Сталин отбывал ссылку, с 1950 по 1952 год возводили павильон-музей Сталина, больше известный как пантеон Вождя народов. Строили на века – из железобетона и лиственницы. Но принимал посетителей этот музей недолго. В 1961 году статую вождя сбросили в Енисей. Пантеон пришел в запустение и в 1994 году сгорел – вряд ли случайно…
Автор Виталий Овчаренко фото автора и Анатолия Белоногова