Среда, 16.10.2019, 21:45


"Туруханск ликом смахивает на природу, его окружающую. Изломанный на краюшки крутым яром, оврагами и речками, он живет настороженной жизнью, найдут ли геологи чего в здешних недрах? Найдут - процветать городу и развиваться. Подкузьмят недра - хиреть ему дальше. Но чего-нибудь да найдут, не могут не найти - район на восемьсот длинных верст распростерся по Енисею, поперек же, в глубь тайги сколь его, району?..."

Виктор Астафьев "Туруханская лилия"

Приветствую Вас Гость | RSS
Разделы
С мира - по нитке! [20]
По материалам Интернета

Меню сайта

Погода
Туруханск
rp5.ru

Реклама

Курс доллара

Наши друзья

Сайт города Игарка

Наша кнопка
Интернет-портал Туруханского района
Просто скопируйте этот текст в html-код своего сайта. Код валиден и содержит только ссылку на наш портал и изображение самой кнопки; никаких скриптов или вредоносных программ не вызывается — можно не волноваться.

Главная » Статьи » Интересное - рядом » С мира - по нитке!

Получай, страна, нефть заполярья.

Получай, страна, нефть заполярья.


Несмотря на то, что словосочетание «Ванкорское месторождение» уже больше года фигурирует в красноярских СМИ, идея поехать на место событий и оценить масштабы этого проекта как-то и не приходила в голову. Ну, собираются к 2008 году запустить месторождение в эксплуатации. Ну, завезли в Красноярский речной порт первую партию труб для магистрального нефтепровода. И что? К реальному освоению месторождения, если верить чиновникам и специалистам «Роснефти», приступили только в прошлом году, а до объявленной даты запуска еще почти два года – вот построят там что-нибудь, тогда и поедем.

Мирное течение офисной жизни нарушил коллега, фотожурналист Игорь Михайлишин: «Надо лететь на Ванкор, посмотреть, поснимать. Это же наша история, потом жалеть будем, что не увидели, не сохранили».

Вопреки расхожему мнению название месторождения не происходит от названия населенного пункта. Ванкор – это просто некая «область», обозначенная лишь на специальных картах геологов и нефтяников, значит, и добраться туда обычными рейсовыми маршрутами невозможно. Пришлось сначала лететь в Туруханск – поселок, являющийся административным центром самого северного района Красноярского края, отсюда до Ванкора добираться уже проще – примерно полтора часа вертолетом. Время, которое мы провели в Туруханске, не прошло даром: как раз в этот день здесь проходили общественные слушания по оценке экологических последствий разработки месторождения и строительства магистрального нефтепровода.

В скромном зале районной администрации собралось на удивление большое количество людей. Слушатели явно не имели к этому проекту прямого отношения, но пришли на слушания и принимали в обсуждении самое живое участие, довольно профессионально разбираясь в сложных технических вопросах работы нефтяников. Десяток лет назад Туруханск был центром геологических и геофизических исследований на севере края, и многие участники общественных слушаний в прошлом являлись геологами, бурильщиками, а стало быть, и в оценке возможных последствий работы своих коллег разбираются. Для нас же, не специалистов, все эти цифры и специальные термины, которыми буквально сыпали специалисты «Роснефти» и жители района, были непонятны. И мы с нетерпением ждали момента, когда же, наконец, окажемся на этом, ставшем уже почти сказочным, месторождении.

В вертолете обратил внимание, что, пожалуй, из всех пассажиров на Ванкор собрались лететь только мы с Игорем. Остальные как-то не производили впечатления людей, собравшихся провести ближайшие два дня в тундре на границе с Таймыром, где столбик термометра, несмотря на формальное наступление весны, даже днем не поднимался выше отметки в 32 градуса мороза. Осенние туфли, костюмы с галстуками, портфели с документами и портативными компьютерами – что собираются делать в необжитом заполярье эти люди?

Кроме ныне известных и развивающихся промышленных проектов, были в истории Красноярского края и такие стройки, которые начинались с похожим грандиозным размахом, но завершились практически бесславно, и о которых сегодняшние поколения красноярцев абсолютно ничего не знают. Одна из таких судьбоносных, но забытых строек – так называемая 503-я. И расположена она как раз по пути от Туруханска до Ванкора.

Построить в тундре, на вечной мерзлоте, железную дорогу от Салехарда до Игарки оказалось не под силу даже такой сверхмощной «строительной» организации, как ГУЛАГ. Проект, который стоил жизни и здоровья сотням тысяч советских заключенных, был закрыт практически сразу после смерти Сталина. Глядя с высоты на заброшенные лагерные поселки, паровозные депо, заросшую лиственницей и березами железнодорожную колею, начинаешь понимать, почему старшее поколение порой скептически относится к заявлениям о новых этапах промышленного освоения Севера. Уж если тогда не смогли, откуда же сейчас, при нашей нынешней жизни, найдутся силы, средства и воля для решения таких сложных задач?

За обсуждением увиденного на заброшенной стройке и размышлениями о прошлом и настоящем незаметно прошел час полета, вертолет начал снижаться.

В иллюминаторе по-прежнему виднелись однообразные бело-серые просторы тундры, казалось, что сегодня ничего более интересного, чем 503-ю стройку, мы не увидим. Мы попросили командира сделать пару кругов над «основной площадкой», чтобы у нас было время снять Ванкорскую стройку с высоты. Пилот посмотрел на нас с удивлением. Потом стало понятно, что точно так же, наверное, должен реагировать красноярский водитель, если вы попросите его сделать пару кругов вокруг города. То, что мы сами, походя, окрестили «основной площадкой», оказалось огромных размеров, и «пара кружочков» над стройкой заняли не меньше десяти минут полета.

После сотен километров заснеженной пустыни, казалось, что внизу происходит что-то нереальное. Мы будто бы мгновенно перенеслись во времени и попали в другую эпоху, которую прежде мы могли видеть только в старых советских фильмах об ударных комсомольских стройках тех лет. Десятки ярких, разноцветных машин двигались по неизвестно откуда взявшимся в этих местах дорогам, соединяющим огромный песчаный карьер, площадки буровых, жилые и производственные городки. Огромное количество техники – экскаваторов, бульдозеров, грузовиков – все это находится в постоянном движении. Стоило лишь одному самосвалу закончить выгрузку песка, как этот песок тут же начинал разравнивать бульдозер, а на площадку в это время въезжал уже следующий самосвал.

Вертолет приземлился у небольшого городка, состоящего из полутора десятков ярко-желтых вагончиков, над которым на высоких флагштоках развевались три флага – Российской Федерации, Красноярского края и «Роснефти». Городок этот мы узнали сразу, его мы видели на прошлогодних фотографиях с Ванкора, которые нам показывал перед поездкой туруханский фотограф. Вот только всех этих дорог, площадок, техники мы на фотографиях не видели – их тут просто еще не было. И всего-то за полгода в условиях Заполярья людям удалось построить практически целый город?!

Провожатый, которого нам выделили, удивляется:
– А что тут у нас смотреть, еще и нет практически ничего. Мы пока только строимся, бурим скважины, отсыпаем дороги, площадки. Вот построим грузовой причал, большой жилой поселок для вахтовиков, запустим газовую электростанцию, тогда уже будет что посмотреть.
– Значит, когда в 2008-м с Ванкора пойдет первая нефть, здесь уже будет собственная электростанция?
– Будет, но только значительно раньше. У нас по плану в мае электричество от этой станции уже на всех участках должно быть.

Фантастическая скорость строительства на Ванкоре – это, как выяснилось, вовсе не от желания ставить рекорды. Сроки строителям устанавливает здешняя природа. Сейчас топливо для дизельных станций приходится привозить по «зимнику», идущему на Ванкор от Уренгоя. Как только в эти широты придет весна и начнется таяние снегов, автомобильного сообщения не станет. Да и дизельные генераторы – штука хоть и простая и надежная, но даже для самих нефтяников такой вариант получения электричества оказывается неоправданно дорогим. Поэтому пробурили специальную газовую скважину, газ пойдет на 17 ПЭС (передвижных электростанций) по 2 мегаватта каждая, которые будут питать и весь промысел, и жилой поселок.

Также и со строительством грузового причала. Здесь природа также устанавливает сроки. Большая Хета в этом месте становится судоходной лишь на три недели в году, не успеешь завезти трубы и оборудование по большой воде– потеряешь несколько месяцев, пока «зимник» вновь не заработает. А привезти некоторые тяжелые и крупногабаритные грузы автотранспортом, если и получится, намного дороже может выйти.

Работать в таких условиях и с такими темпами очень непросто, потому и людей для работы на Ванкоре отбирают очень тщательно. Оценивают не только профессиональные качества, но характер, привычки. Любителям пропустить пару рюмочек после смены дорога сюда заказана, алкоголь под строжайшим запретом. Несколько водителей одной из подрядных организаций, пытавшихся провезти на стройку спирт, мгновенно лишились работы не только на Ванкоре, но и на собственном предприятии. А замену долго искать не нужно – желающих здесь работать целая очередь.

Как нам рассказали местные жители, практически все взрослое мужское население Туруханска уже написало заявления с просьбой о приеме на работу в «Ванкорнефть». Трактористами, водителями, бульдозеристами, сварщиками, слесарями, разнорабочими. А что? Зарплата – высокая, компания – престижная, вахтовый метод устраивает – 30 дней на месторождении, 30 дней – дома. И главное – это всерьез и надолго. Нефти много, не одному поколению сибиряков добывать хватит. В «Ванкорнефти» заявителей «поставили в резерв». Пояснили: с началом промышленной эксплуатации месторождения именно из этих людей нефтяники будут набирать эксплутационников.

Работать на этом нефтяном месторождении хотят даже те, у кого и в Туруханске есть хорошая постоянная работа с вполне сопоставимой зарплатой. Люди, как и много лет назад, готовы ехать на большую стройку не только за «длинным рублем», но и за романтикой. Правда, работать киркой и лопатой, жить в палатках им уже не придется – техника на Ванкоре самая современная, а вагончики только своей геометрией напоминают «балки» семидесятых годов. Внутренней отделке домиков во временном поселке строителей на 1220 человек могут позавидовать даже некоторые гостиницы. Впрочем, сами строители и нефтяники, которые еще несколько лет назад с завистью смотрели на жизнь своих зарубежных коллег, теперь относятся ко всем этим благам цивилизации как к совершенно естественным и даже как к необходимым вещам.

Конечно, сейчас на ванкорских стройплощадках еще много специалистов «Уренгойдорстроя» и «Спецгазавтотранса»: оказывается, по зимнику с Тюменской области здесь ближе и проще перегнать строительную технику. К тому же это специализированные предприятия, имеющие большой опыт работы на вечной мерзлоте. Кстати, одна из буровых вышек – ЗАО «Таймырнефтеразведка», там и специалисты работают с Таймыра. Да что там говорить, повар и хлебопек в поселке строителей Любовь Никитична Кукушкина тоже из Дудинки – работала до прошлого года поваром в Дудинке, потом ушла работать в «Таймырнефтеразведку», хлеб печет и готовит и для работников «Ванкорнефти», и для своих таймырских геологов.

Времена изменились, изменились люди. И, пробыв на Ванкоре всего сутки, изменились мы, изменилось наше отношение к истории и будущему собственной страны. На обратном пути в Туруханск, вновь пролетая над заброшенными поселками 503-й стройки, мы уже не задавались вопросом – возможно ли в наше время осуществление таких огромных проектов, которые существовали в России полвека назад. Возможно! Небольшое послесловие

Среди первых планов главы администрации Туруханского района в связи с ожиданием налоговых поступлений от нового серьезного налогоплательщика – создание, на базе бывшего механического цеха геологоразведочной экспедиции, спортивного комплекса. «У нас район уникальный, население растет, вон детишек сколько подрастает, заниматься спортом им уже негде, а нам нужны сильные и здоровые сибиряки», – улыбается Симона Григорьевна Юрченко, глава администрации Туруханского района.

Егор Алексашин.



Источник: http://www.24ru.ru/?rubric=11&article=120
Категория: С мира - по нитке! | Добавил: Master (11.09.2007)
Просмотров: 1964 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 1
avatar
0
1
очень дажеинтересно-а какова зарплатау работников?на ВАНКОРЕ :водитель механик нач А/К управленцы? и как туда устроится?
avatar
Новое на форуме
  • Карта Туруханска, где взять? (0)
  • Компьютерные сети (50)
  • ТУРУХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА (200)
  • Потерялся человек! (2)
  • Бардюков В.Г., 450 млн. руб и Голодед А.И. (13)

  • Кто на сайте


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Форма входа
    Логин:
    Пароль:

    Мини-чат

    Случайное фото

    Новые фотографии

    Праздники
    Праздники сегодня

    Посетители

    Теги
    Туруханск ТУРУХАНСКИЙ РАЙОН погода Туруханск Туруханскэнерго фото туруханска Туруханск-регион топографическая карта расписание теплоходов СИМОНА ЮРЧЕНКО Игарка БОР Маяк Севера Туруханск портал сайт Туруханска ФОРУМ ТУРУХАНСКА ВАНКОР Туруханская ГЭС ванкорское месторождение Эвенкийская ГЭС

    Поиск

    Copyright Туруханск-регион © 2019 При использовании материалов сайта ссылка на наш портал обязательна!