Автор в составе группы журналистов побывал за Полярным кругом, чтобы на месте ознакомиться с воплощением в жизнь одного из самых амбициозных проектов компании "Роснефть" - освоением Ванкорского месторождения. Сразу надо сказать, что все цифры, характеризующие его параметры, по-сибирски внушительны. Само месторождение расположено в Красноярском крае, в зоне тундры и лесотундры, недалеко от Енисея и среди множества мелких рек, озер и болот. Сообщение с Большой землей - самолётом до Игарки, зимой - по так называемым дорогам-зимникам, в период осенне-весенней распутицы основным транспортом является вертолёт. Ванкор сегодня - это дороги, буровые, строящиеся резервуары для нефти емкостью 30 тысяч тонн каждый, трубопроводы, линии электропередачи и многие другие объекты. Экипировавшись утеплёнными куртками, обувью и касками нефтяников, на вездеходе "Урал" в сопровождении отечественного болотохода - автомобиля марки "Трэкол", гости из Москвы отправились осматривать грандиозную стройку. В качестве гида выступил главный инженер "Ванкорнефти" Александр Назаренко. Вот что он рассказал журналистам на презентации компании и во время посещения объектов: - Само месторождение было открыто ещё в советское время - в 1988 году. Оно было приобретено "Роснефтью" в 2003 году. Его площадь составляет 370 кв. км. Запасы по категории АВС1 + С2 - 490 миллионов тонн. Запасы по категории 1Р, 2Р, 3Р - 976 миллионов тонн. В 2006 году начато строительство и упреждающее бурение скважин. По плану промышленная добыча должна быть начата в 2008 году, к моменту завершения строительства первой очереди трубопровода ВСТО. При этом компания демонстрирует высокую эффективность геологоразведочных работ. 2D и 3D сейсморазведкой охвачено 100 процентов площади месторождения. Проведены региональные гравимагнитные, магниторазведочные и геохимические исследования, пробурено 14 разведочных скважин. Произведён отбор и исследования керна. Благодаря этому обеспечен устойчивый рост запасов и объёмов добытой в будущем нефти. Надо сказать, что Ванкорское месторождение помимо объёмов обнаруженной нефти является уникальным и по другим параметрам. Так, дебиты скважин будут в России самыми высокими - в среднем более 430 тонн нефти в сутки. При этом отдельные скважины будут давать более 1000 тонн в сутки. Для сравнения - в среднем по стране суточный дебит составляет 39,5 тонн. Кроме этого, ванкорская нефть характеризуется низким содержанием серы - порядка 0,11 - 0,21 процента. Для сравнения: нефть марки Brent Blend содержит ее более 0,4 процента, а Urals - более 1,2 процента. То есть нефть с Ванкора требует более низкой стоимости первичной обработки, что снизит её себестоимость в целом. Технологии добычи также предполагают более современные решения. В частности здесь бурятся горизонтальные скважины вместо вертикальных. То есть в процессе бурения происходит отклонение от вертикали в любом заданном направлении в соответствии с показаниями телеметрии и свойствами пластов. Это даёт сокращение фонда скважин при тех же объёмах добычи более чем в 3 раза, а начальный дебит увеличивается более чем в 6 раз. Кроме этого, горизонтальным бурением достигается высокий уровень накопленной добычи на одну скважину - более 1,6 миллиона тонн. В части перспектив добычи её пик на Ванкоре придется на 2014 год - по плану должна быть достигнута величина 30 миллионов тонн. Для сравнения динамики добычи - если в 2008 году будет добыто только 1, 8 миллиона тонн, то в 2010 уже 15,6 миллиона тонн. Кроме непосредственно Ванкорского месторождения доразведка 14 лицензионных участков в регионе добавила к ресурсам "Роснефти" еще 565 миллионов тонн нефти. Необходимо сказать и о двух вариантах транспортировки ванкорской нефти. Для наполнения трубопровода ВСТО строится магистральный трубопровод Ванкор - Пур-Пе - Тайшет и далее до Сквородино. По второму варианту нефть переваливается до порта Диксон, а затем танкерами до Мурманска и далее на Роттердам. При этом очевидно, что именно начало добычи ванкорской нефти и явится гарантией наполнения трубы ВСТО. Надо отметить и то, что приведённые цифры и эффективность Ванкорского проекта опираются исключительно на тяжёлый северный труд нефтяников. Темпы работ с учётом особенностей северного завоза по зимникам, крайне низких температур (зимой до минус 60 градусов) и полярной ночи достойны уважения. При этом потенциал Восточной Сибири ещё до конца не раскрыт ни геологами, ни другими профильными специалистами. Однако уже сегодня внушительная арифметика её бескрайних нефтегазовых провинций, помноженная на самоотверженный суровый труд, и является гарантией дальнейшего экономического процветания всей России. Александр Садовников.
Источник: http://www.krasrab.com |