"Туруханск
ликом смахивает на природу, его окружающую. Изломанный на
краюшки крутым яром, оврагами и речками, он живет настороженной
жизнью, найдут ли геологи чего в здешних недрах? Найдут -
процветать городу и развиваться. Подкузьмят недра - хиреть ему
дальше. Но чего-нибудь да найдут, не могут не найти - район на
восемьсот длинных верст распростерся по Енисею, поперек же, в
глубь тайги сколь его, району?..."
Просто скопируйте этот текст в html-код своего сайта. Код валиден и содержит только ссылку на наш портал и изображение самой кнопки; никаких скриптов или вредоносных программ не вызывается — можно не волноваться.
Проект, начавшийся нынешним летом и рассчитанный как минимум на три года, можно назвать фестивалем единения юга и севера Красноярского края. В этом году он пришел в Туруханский район – в честь 400-летия Туруханского зимовья (Новой Мангазеи), Верхнеимбатска и в целом начала освоения русскими енисейского Севера. На следующий год проект переберется в Эвенкию, где будет праздноваться 100-летие падения Тунгусского метеорита, а еще через год пройдет на Таймыре. Что такое фестиваль «Дети одной реки» понятно из названия: конечно, эта река – Енисей, на берегах которого живут самые разные народы – хакасы и тувинцы, русские, украинцы и белорусы, кето, эвенки и селькупы… Все они – дети одной реки, только вот река эта столь велика, что южные народы почти не знакомы с бытом и культурой своих северных братьев – и наоборот. И фестиваль призван исправить такое положение дел.
…Итак, 1 июля от причала Красноярского речного порта в фестивальный рейс ушел дизель-электроход «Михаил Лермонтов». На его борту в знаменитый Туруханский край отправилась целая концертная бригада: красноярские ансамбли народных инструментов «Яр» и «Вольница», диксиленд «Дикси-джокер», казачий ансамбль «Лад» из Минусинска, канский хореографический коллектив «Алые паруса», солисты Вера Баулина, Евгений Балданов, Анастасия Лепешкина, Владимир Хоменко и другие исполнители, выступающие в самых разных жанрах. Свои выставки на Север везли музеи, библиотеки, живописцы и фотохудожники. Кроме того, по приглашению администрации Туруханского района посетить малую родину отправились больше 50 ветеранов-северян, проработавших в районе всю жизнь и, лишь уйдя на пенсию, перебравшихся на юг края.
И, конечно, столь масштабная акция не могла обойтись без вездесущих журналистов. Причем на Север отправилась целая журналистская экспедиция – 25 телевизионщиков, радийщиков, фоторепортеров и корреспондентов красноярских СМИ. Столь масштабная командировка была посвящена Году красноярской журналистики: 50-летию краевого Союза журналистов, 50-летию краевого телевидения и 80-летию начала вещания краевого радио. Кстати, решение об участии такой обширной пресс-группы в фестивальном туре было принято буквально в последний момент, за что огромное спасибо администрациям Туруханского района, Красноярского края и лично главе Туруханского района Симоне Юрченко.
Знакомство с Сибирью
Первые два дня «похода на Север» участники фестивального рейса обживались на судне и знакомились. Самое массовое знакомство состоялось в первый же вечер: на верхней палубе почти все артисты, участвующие в фестивале, представили несколько номеров из своего репертуара. А уже 2 июля импровизированную эстраду на «верхушке» корабля заняла эвенкийская делегация. Точнее – самый яркий ее представитель, певец, танцор и шоумен Владимир Хоменко, чей концерт сопровождался зажигательными танцами девушек из студенческого хореографического ансамбля «Алые паруса» (Канск). Стилизованный «шаманский» наряд самого Владимира, «северные» костюмы девушек, песни с полярным колоритом – «Алеуточка», знаменитый «Нарьян-Мар», «Эвенкия», «Песня влюбленного охотника» – все это тунго. Новый эстрадный стиль, который придумали и «продвигают» Хоменко и его единомышленники. Это северная экзотика, фолк и этника в одном флаконе. Это стильно, красиво и, как выяснилось, популярно.
От концертных шоу не отставали и выставочные. Авторскую экспозицию «Это мой край» открыл известный красноярский фотокорреспондент «ИТАР-ТАСС» Виталий Иванов. За время, пока «Михаил Лермонтов» шел с юга на север, «шла» в этом же направлении и выставка, меняясь изо дня в день. Перед пассажирами корабля и жителями Туруханского района, посещавшими «Лермонтов» на стоянках, предстали Красноярск и его окрестности, старинный Верхнеимбатск, Туруханск, Игарка и, наконец, Крайний Север – их талантливые, трудолюбивые, мужественные люди и неповторимая природа.
Эта экспозиция – часть большой выставки «Неизвестная Сибирь», к созданию которой приложил руку бывший губернатор края Александр Лебедь. Шесть лет назад Виталий Иванов встретил в Игарке съемочную группу немецкого телевидения, делавшую фильм о Сибири. Но снимали зарубежные гости как-то странно: покосившиеся дома, разрушенные предприятия, пьяных людей… Оказывается, немцы (точнее – бывшие россияне, эмигрировавшие в Германию) получили заказ: не показывать Россию сильной. Виталия это задело, и он при случае рассказал эту историю Лебедю. А тот предложил: «сделай свою выставку, а я устрою ее показ где-нибудь за границей». «Где-нибудь» вылилось в практически беспрерывные трехлетние «гастроли» выставки по 17 странам мира – Франция, Южная Корея, Италия, Тунис, Венгрия, ЮАР… А когда пришло время обновить экспозицию – ведь каждый год копились новые снимки, – Виталий передал старую выставку в фонды Железногорского краеведческого музея.
Около 3500 километров вниз по Енисею и обратно прошла на дизель-электроходе и другая фотовыставка, посвященная Сибири и Красноярью, – «От южных гор до северных морей». Часть своей отчетной экспозиции, приуроченной к 75-летию со дня рождения и 55-летию творческой деятельности, представил патриарх красноярской фотографии Владимир Иванович Чин-Мо-Цай. В фестивальной подборке мастера были большей частью пейзажи – природные, городские, индустриальные – причем «родом» не только из Заполярья и Норильска, где он проработал полжизни, но и с юга края и из Хакасии.
Люди встречаются…
А 3 июля фестивальный рейс ознаменовался двумя первыми стоянками: «Дети одной реки» поочередно зашли в одни из самых верхних на Енисее поселков Туруханского района – Ворогово и Бор. У артистов после «знакомства-разминки» на корабле началась настоящая работа – сразу два двухчасовых концерта за один день! Впрочем, не отставали и художники, устроившиеся писать этюды рядом со старым Вороговским клубом, и журналисты, оббегавшие оба поселка в поисках тем и героев.
Вообще, Ворогово и Бор, несмотря на свое географическое соседство, на первый взгляд заезжего гостя – небо и земля. Ворогово – старинное село, которому в августе 370 годков «стукнет», и вид имеет соответствующий, деревенский – с избами, огородами, несколькими сельпо небогатого ассортимента и спрятанной от приезжих (а вдруг проверка какая!) водкой. Главный вид транспорта здесь – мотоцикл (не считая лодок, которые есть почти в каждой семье), а численность населения – около тысячи человек. Бор – современное поселение с 60-летней историей. Сразу после войны он был основан на месте базирования аэропорта, а позже здесь надолго обосновались геологоразведочные экспедиции. И теперь Бор внешне напоминает поселок городского типа: много кирпичных домов (включая Дом культуры в бывшем здании экспедиции), магазинчики на каждом шагу – а за счет конкуренции и ассортимент на городском уровне. Около 2500 жителей, которые предпочитают и могут иметь не двух-, а четырехколесные средства передвижения. Телефоны есть, выход в Интернет…
Но и схожего у поселков немало. Весной поселки связывает общая беда: когда Ворогово топит (а происходит это регулярно), часть его жителей эвакуируют в Бор, стоящий высоко на берегу и не боящийся паводка. В Ворогово уже почти 90 лет немым укором людям стоят развалины памятника архитектуры – каменной Троицкой церкви, а в Бору хоть и построили не так давно храм Василия Мангазейского, но вот своего батюшки у местного прихода нет – уехал в Норильск… И в Ворогово, и в Бору мало коров – в первом крупный рогатый скот пал жертвой страшного наводнения 1999 года, а второй стоит на песчаной почве – потому туго с кормами. Но самое главное, что объединяет эти (да и многие другие здесь) поселки – нехватка рабочих мест. Основные предприятия – ЖКХ. Плюс «социалка» – больницы, школы, детсады. Впрочем, надежда у людей есть, и связана она с освоением Ванкора. Это и рабочие места, и средства на социальные проекты. Да и администрация района о сельчанах не забывает, каждый год выделяет деньги на строительство. В Ворогово, например, сделали евроремонт в начальной школе, сейчас возводят новую среднюю, а также заканчивают строительство современного клуба. Ну и, конечно, людей кормят тайга и Енисей.
А еще в Ворогово произошло не очень заметное, но очень интересное событие: благодаря фестивалю тут встретились две бывшие жительницы Туруханского района, не видевшиеся больше десяти лет! Александра Пономарева и Мария Зырянова – учительницы. Вместе во время войны окончили Игарское педучилище, всю жизнь работали в разных школах по всему Туруханскому району: Мария Максимовна 30 лет учила вороговских детей истории и географии, а Александра Ивановна была учителем начальных классов и директором школы в Бахте, Сургутихе, Совречке, Игарке, Туруханске… Их ученики разъехались по всему миру – от Красноярья, Питера и Москвы до Германии и Америки, но своих педагогов не забывают, пишут. Сейчас бывшие учительницы на пенсии, обе живут в Красноярске, а вот встретились в Ворогово: Мария Зырянова приехала сюда проведать родственников, а Александра Пономарева приплыла на «Лермонтове». Всю не очень долгую стоянку судна подруги провели вместе и условились вновь встретиться уже в краевом центре.
От помидоров до шаманов
Между тем на корабле, который отправился дальше на север, продолжилась выставочная феерия. За два дня музейщики юга края и мастера-резчики с Таймыра представили три свои экспозиции, которые везли на праздник в Туруханск. Первым «отметился» Минусинский музей имени Мартьянова. А чем знаменит Минусинск? Конечно, своими помидорами. Потому и открылась экспозиция песней «Минусинский помидор» в исполнении казачьего ансамбля «Лад» – коллектива с 12-летней историей и богатейшим репертуаром старинных народных песен и современных стилизаций, написанных руководителем ансамбля Владимиром Гладких и другими минусинскими авторами. Кстати, у всех участников коллектива казачья родословная. Ну а в экспозиции музея центральное место занял муляж помидора-рекордсмена прошлого года, весившего более полутора килограммов. Кроме того, минусинцы представили этнографические экспонаты, характеризующие население юга края, – костюмы и предметы быта хакасов, тувинцев, русских, украинцев, белорусов…
А экспозиция Шушенского музея-заповедника была целиком посвящена крестьянскому костюму Енисейской губернии конца XIX – начала XX в. В Сибирь народ приезжал со всей России, потому и костюмы очень разнообразны: это и южные рубахи, и северные сарафаны, и пояса всех видов и мастей, и, преимущественно женские, головные уборы – кичка-сорока, сборник, платки… К сожалению, оригинальных экспонатов не хватает, но в музее нашли выход – организовали мастерскую по пошиву народного костюма. А еще – гончарную, бондарную и мастерскую по художественной обработке дерева. Так музейщики и старинные ремесла возрождают, и новые формы работы осваивают – «ремесленные» экскурсии, куда входит и дегустация блюд по старинным рецептам, пользуются популярностью. В прошлом году в музее побывали 236 тысяч посетителей (когда он назывался «Сибирская ссылка Ленина», посещаемость была 250 тысяч ежегодно). Кстати, ленинские места в Шушенском по-прежнему входят в экспозицию и с каждым годом вновь приобретают потерянную было популярность.
Очень колоритную выставку устроили таймырские мастера декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Акварели и графика нганасанских и долганских художников, художественная вышивка бисером современных таймырских мастериц, уникальные картины Бориса Молчанова, сшитые традиционным долганским швом из ровдуги – отслуживших свое стенок чумов из оленьих шкур. Но центральное место в экспозиции заняли, конечно, работы резчиков по кости – Елены Мусиной, Николая Лаптукова, Олега Марченко, Алексея Чунанчара и других, выпускников Норильского и Таймырского (в Дудинке) колледжей искусств. Из бивней мамонта, рога оленя или лося художники с помощью бормашин и фрез вырезают настоящие «северные нэцке» – фигурки мамонтов, оленьих упряжек, шаманов…Каждая работа индивидуальна – темы подсказывают природа Севера, легенды и истории. Кстати, фигурки мастера начали резать не так давно – лет 15–20 назад. У северных народов резьба по кости носила чисто утилитарный характер: делали нащечники для оленьей упряжи, ручки для ножей, курительные трубки и другие предметы быта, украшая их орнаментом.
Здравствуй, юбилей!
5 июля фестиваль «Дети одной реки» пришел в самую северную свою точку – заполярную Игарку. Игарка, вошедшая в состав Туруханского района в 2005 году, – вот настоящий город контрастов. Здесь находится единственный в мире музей вечной мерзлоты. И тут же, на острове Игарском, успешно работает самое северное на планете сельхозпредприятие – 300 коров, 3500 кур, – обеспечивающее город свежим молоком и яйцами. Зимой игарское молоко вдвое дешевле привозного. На острове же расположен и игарский аэропорт – долететь сюда из Красноярска стоит около 6000 рублей. А вот переправить на остров ПАЗик с пассажирами на пароме стоит 4000, а груженый КрАЗ-220Б – аж 11 тысяч! Денежные контрасты сильны и в сфере ЖКХ. Стоимость коммунальных услуг доходит до 6000 в месяц (3-комнатная квартира в новом микрорайоне), а зарплата бюджетников составляет 5–10 тысяч. Естественно, из 5700 игарчан лишь 10–15% в состоянии самостоятельно платить за жилье – остальные получают субсидии.
Но самое поразительное, что Игарка живет и сдаваться не собирается, несмотря на все неурядицы последних лет. Закрылся порт? Открылось частное предприятие, возобновившее лесоперевалку, с которой начинался город. Игарчане уже плотно работают с Ванкором, городские власти успешно выполняют несколько действующих программ (например по переселению жителей из старой части города в комфортное жилье) и готовят ряд новых проектов – в сфере ЖКХ, образования, туризма. Жаль, но очередная неприятность свалилась на Игарку прямо в день фестиваля – от чьих-то недобрых рук дотла сгорела местная школа искусств. Но почему-то кажется, что и эту беду игарчане не сразу, но преодолеют.
А 7 и 8 июля фестиваль наконец-то добрался до своей главной цели – сел-юбиляров Туруханска и Верхнеимбатска, празднующих 400-летие. В Туруханске «Детей одной реки» хлебом-солью встречала делегация во главе с руководителем района Симоной Юрченко. А дальше пути пассажиров «Лермонтова» разошлись: ветераны отправились навестить родных и памятные места, артисты поехали в Дом культуры готовиться к грандиозному концерту. А журналисты, посетив знаменитый Троицкий мужской монастырь (где службу по случаю праздника вел сам владыка Антоний) и местную школу, выигрывающую в последние годы чуть ли не все краевые и президентские гранты, отправились в аэропорт встречать VIP-гостей из Красноярска. Подарки и поздравления в Туруханск привезли заместители губернатора Эдхам Акбулатов и Ольга Карлова, а также депутаты краевого парламента. Праздник длился весь Иванов день, а уже через сутки фестиваль встречали жители Верхнеимбатска. И там был концерт и знаменитая осетровая уха на прощание…
Да, фестиваль в этом году завершен. Жаль, что невозможно рассказать обо всем – о купании за полярным кругом и оводах, «сожравших» все население «Лермонтова» в низовьях Енисея, о безупречной работе команды дизель-электрохода и о концерте, который устроили журналисты, о празднике Нептуна (в роли которого выступил Виталий Иванов) и о всех красотах Енисея и его притоков на протяжении почти 2000 километров… Спасибо организаторам фестиваля за то, что подарили нам Север. А фестивалю «Дети одной реки» скажем до свидания – до встречи через год в Эвенкии!