Результаты аудиторской проверки «Черемшанки» улетели в прокуратуру Аудиторская проверка ФГУП «Черемшанка» показала, что прежнее руководство компании нанесло ей огромный ущерб. Прокуратура проводит проверку. Утянутая недвижимость В распоряжении «ВК» оказались данные аудиторской проверки федерального государственного унитарного предприятия «Черемшанка», которая показала, что никакого учета и нормального делопроизводства на предприятии налажено не было. К тому же немалую часть договоров прежнее руководство заключило не в интересах компании. Обнаружив это, новый директор Андрей Никифоров (назначен на должность 15 июня 2009 года) нанял юридическую компанию для проведения полного аудита предприятия за весь период, когда его возглавлял Александр Бахметьев. Результаты проверки сегодня уже отправлены в прокуратуру и другие надзорные органы. Не имея возможности проверить весь документооборот компании, аудиторы первым делом проинспектировали бухгалтерию на предмет сделок, совершаемых с имуществом предприятия, а значит, с федеральным имуществом. И первое, что привлекло внимание, — сделки с недвижимостью компании. В свое время «Черемшанке» принадлежал детский оздоровительный лагерь «Березки». В 2006 году этим активом заинтересовалась «Сибирская строительная компания», которая в 2008 году и стала его обладателем. Цена вопроса — 20 фанерных домиков. Причем от самой сделки купли-продажи в «Черемшанке» отказались, проведя обмен: здания на 5 подержанных тягачей Merсedes Actros, которые еще в 2006 году ССК приобрела в лизинг. Отметим, что Росавиация согласовала эту сделку при одном условии: стоимость имущества, на которое будет производиться обмен, окажется выше 17,2 млн рублей (по договору лизинга стоимость тягачей составляла немногим более 8 млн). К тому же лагерь располагается на семи с половиной гектарах земли в зоне коттеджной застройки. Сама земля, являясь федеральной собственностью, не подлежала передаче другому владельцу. Но довольно быстро возник договор аренды этой земли на 49 лет. Получается, что 7,5 гектара, только кадастровая стоимость которых превышает 23 млн рублей, фактически перешли во владение «Сибирской строительной компании» за 8 млн. Таким образом, авиапредприятию, а в его лице и Федерации, по самым низким расценкам, был нанесен ущерб примерно в те же 10-12 млн рублей, а скорее всего, существенно больший. По той же схеме были проданы и три объекта недвижимости в Зеленогорске — 1,6 тысячи кв. м примерно за 2,5 млн рублей. Недополученная от продажи лагеря прибыль — это еще полбеды. — Этих тягачей «Черемшанка» так и не увидела, — говорит генеральный директор авиапредприятия Андрей Никифоров, — машины потерялись где-то в районе Салехарда. Вертолеты как сдуло Одними сделками с недвижимостью нарушения, допущенные прежним руководством ФГУПа, не ограничились. Коснулись они и воздушных судов, в частности, аудиторская проверка выявила проблемы по 9 вертолетам, из которых 3 — уникальные Ми-26. Тут надо пояснить, что по закону воздушные суда расцениваются как недвижимость, т. е. при продаже они должны были пройти те же стадии согласования, что и их бетонные собратья. Специфика заключается в процедуре оценки судов перед выставлением их на торги. Здесь-то и начались первые проблемы. Как показали результаты аудита, все эти вертолеты в момент проведения оценки находились вне Красноярска. Причем оценщик в один день (если верить его заключению) осматривал вертолеты и в Новосибирске, и в Якутии. К тому же, скорее всего (об однозначных выводах пока говорить рано), оценщиком, по желанию заказчика (он имеет на это право), вертолеты оценивались без двигателя, а значит, как «непригодные для летной деятельности». Оценщиком в такой ситуации делается пометка, что для приведения судна к летной годности необходимо потратить на него определенную сумму, которая также указывается в оценке. Рыночная же стоимость машины на эту же сумму уменьшается. Однако надо понимать, что последующие вложения будут несколько превышать цену двигателя, ведь понадобится оплатить еще и работу. — По-другому я не могу объяснить столь низкую цену продажи вертолетов, — говорит Никифоров. Цена действительно была бросовой — один из вертолетов вообще ушел за 350 тысяч рублей. Перепроданы же они приобретателем — ООО «Возрождение» — уже по рыночным ценам — порядка 13 млн рублей (4 вертолета Ми-8 из проданных 6 сейчас летают в «Турухане»). Ми-26 же были проданы по 6 млн рублей каждый. Сейчас рыночная стоимость новой машины колеблется в пределах $25 млн. Но не могли же они быть так безнадежно изношены? Тем более что сейчас эти вертолеты (Ми-26) работают в компаниях «Скол» (Сургут) и «Авиатехснаб» (Новосибирск). Аналогичная ситуация складывается и с вертолетными двигателями. Если раньше на балансе предприятия числилось 105 двигателей, то сегодня их осталось лишь 30. Куда улетели остальные 75, до сих пор не известно. — Сейчас мы проводим полную инвентаризацию активов предприятия, — рассказывает Андрей Никифоров, — по итогам которой можно будет уже делать какие-то выводы. Пока ясно только одно: немалая часть из этих 75 двигателей была списана и передана (а не продана!) той же компании «Возрождение», которая, судя по всему, установила их на купленные суда. Стоит отметить, что в среднем цена одного двигателя колеблется в районе 100 тысяч рублей. Что сейчас происходит и где работают потерянные двигатели, большой вопрос. Меж тем ответ на него очень хочется получить, ведь это проблема не только законности их присутствия на рынке, но и безопасности полетов. Свои люди Один из основных моментов заключается в том, что большинство компаний, участвовавших в сделках купли-продажи, судя по всему, являлись аффилированными «Черемшанке» и ее прежнему руководству. В ходе проверки выяснилось, что некоторые предприятия, заявлявшиеся на торги по «Черемшанке», создавались незадолго до их (торгов) проведения. Для некоторых компаний перечисление задатка было первым платежом. Еще одно косвенное подтверждение аффилированности покупателей: во всех торгах принимали участие одни и те же фирмы. Так получилось, например, с тем же «Возрождением», которое участвовало во всех торгах по вертолетам. Просто в первом случае (вертолеты Ми-8) оно стало приобретателем, а во втором (Ми-26), видимо, присутствовало для массовки. Кстати, один из учредителей «Возрождения», он же директор предприятия, в свое время работал снабженцем в «Черемшанке». Еще один пример сомнительных действий руководства «Черемшанки» — история с компанией «Альянс», которая по договору с ФГУПом произвела «дооборудование склада ГСМ». По сути, предприятие лишь установило на фундамент и обнесло забором 14 цистерн, принадлежащих «Черемшанке». После этого склад сдали в аренду «Альянсу» на 10 лет. Директором его в тот момент был сын тогдашнего директора авиапредприятия Александра Бахметьева. Получается, что теперь топливо «Черемшанки» хранится на арендованном «Альянсом» складе, а ФГУП еще и платит ему за это. Помимо 34 млн рублей за «дооборудование склада» «Альянс» рассчитывал на регулярную статью доходов от обслуживания этого склада. Установить размер потерь, которые понесло авиапредприятие «Черемшанка» на подобных операциях, сегодня достаточно сложно. Только по приблизительным подсчетам «ВК», эта сумма может приблизиться к 1 млрд рублей. Связаться с прежним руководством «Черемшанки» включая Бахметьева «ВК» не удалось. Причем даже эксперты отраслевого сообщества не знают, как его найти и чем он сегодня занимается. Напомним, материалы проверки уже направлены в прокуратуру, которая и расставит все точки на i. Глеб Панфилов, «Вечерний Красноярск»
|