В Красноярском крае - одном из крупнейших по производству и потреблению электроэнергии в России - может произойти такой рост тарифов, что развитие региона окажется под вопросом. Более того, решения, которые сегодня принимаются в отношении энергетики края, ставят под сомнение целесообразность преобразований в отрасли. Но обо всем по порядку. РАО "ЕЭС России", которое по плану реформы должно прекратить свое существование в июле нынешнего года, неофициально объявило о своем решении не устраивать аукциона по продаже компании "Красноярскэнергосбыт". Последняя является одним из основных поставщиков электроэнергии в крае. Их здесь, правда, еще целых восемь, имеющих статус гарантирующих, то есть претендующих на покупку электроэнергии на оптовом рынке и поставку ее потребителю. Продажа компании на аукционе планировалась по логике реформы: покупатель платит деньги за выделяемый из РАО актив, и это как раз те средства, которые по плану приватизации энергетики должны пойти на инвестиции. Внезапно РАО объявило о совершенно иной схеме. Его акции в компании "Красноярскэнергосбыт" пойдут в счет оплаты допэмиссии Ирганайской ГЭС - недостроенной станции на территории Дагестана. Затем, путем нехитрой юридической комбинации, акции компании окажутся в уставном капитале ГидроОГК - единственной (и монопольной по закону "О переходном периоде реформы электроэнергетики") владелице всех гидростанций страны. Кроме, разумеется, тех, которые на момент начала реформы РАО "ЕЭС" уже не принадлежали. Что это значит? ГидроОГК проявляет к "Красноярскэнергосбыту" самый непосредственный интерес, ведь в крае строятся аж четыре новых ГЭС (Богучанская, Мотыгинская, Нижне-Курейская и Эвенкийская). То есть самое время подумать, как максимизировать прибыль от продажи энергии этих станций. Но, позвольте, скажете вы, а как же принцип реформы - отказ от совмещения видов деятельности? И вот здесь ошибетесь, поскольку формально процесс производства и сбыта электроэнергии никто совмещать не запрещал. Ну, кроме государства, конечно, если оно сочтет это монополией, повышающей цены для промышленности и населения в каком-то конкретном случае. "Данное решение обеспечит конкуренцию в сфере сбытовой деятельности в регионе", - прокомментировал решение РАО представитель компании. Спрашивается, чем, если сбытовых компаний уже восемь, а за "Красноярскэнергосбытом" будет стоять огромная генерирующая компания, получающая низкую по себестоимости электроэнергию и планирующая ее производить, кстати, на территории края силами четырех упомянутых ГЭС общей установленной мощностью аж 16400 мегаватт!? Какой же интерес щадить потребителя будет у такого монопольного монстра, владеющего одновременно и производством и продажей? Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Ирганайская ГЭС, которая должна получить в результате допэмиссии живые деньги на завершение широко рекламируемых в прессе работ по обустройству ложи водохранилища (проще говоря, для ввода в эксплуатацию), будет, решением от 25 марта 2008 г., принятом на совещании в ГидроОГК, получать теперь финансирование за счет средств ссуды правительства Дагестана с последующим погашением ее из средств федерального бюджета. То есть как у знаменитого Платона Маковского (персонажа к/ф "Олигарх"), по-моему, этот способ у него назывался "мельница": все при своих интересах, и никто никому ничего не должен. Кроме, разумеется, государственного бюджета, из которого придется все в очередной раз оплатить. Теперь о деньгах. У "Красноярскэнергосбыта" помимо РАО "ЕЭС" есть и другие, миноритарные, акционеры. Если пакетом компании кто-то что-то оплачивает, это что-то должно иметь свой справедливый или нет, но эквивалент цены в одной из валют. В СМИ упоминалась информация о стоимости пакета РАО в "Красноярскэнергосбыте", оцениваемого аналитиками в $56 миллионов. То есть вся компания по этой оценке стоит больше $110 миллионов. Рынок на сегодня оценивает компанию в $42 миллиона. В случае отмены тендера, цена, понятное дело, будет заменена на оценку, и пакет компании уйдет в оплату допэмиссии Ирганайской ГЭС исходя из чьего-то субъективного представления о стоимости компании. Вряд ли это в интересах миноритарных акционеров. И учтут ли их интересы в будущем, когда сбытовая компания окажется в условиях тотального контроля производителя - далеко не факт. Кто же покроет все эти решения? В любом случае - рядовой потребитель, заплатив по тарифу за электроэнергию. Он не волен вмешиваться в дела акционеров, и выбор у него не велик: или сидеть без света, или заплатить ту цену, которую попросит монополия. А вот появится ли она - решится в ближайшее время. И зависит это от позиции единственного в этом случае всесильного участника - государства и его антимонопольных структур. Utro.ru
|