Череда крупных автокатастроф с большим числом жертв, прокатившаяся по России в последний месяц, заставила обратить внимание на проблему на самом высоком уровне. Вчера президент Дмитрий Медведев провел специальное совещание по проблемам безопасности дорожного движения. Позже к обсуждению этой темы планируется вернуться уже на президиуме Госсовета. «По оценке экспертов, совокупные потери экономики страны от ДТП за последние пять лет составляют 5,5 трлн руб. Это сопоставимо со всеми расходами на здравоохранение за этот же период», -- назвал цену автоаварий г-н Медведев. Но все же главное в этом вопросе -- человеческие жизни. «Количество ДТП и погибших на дорогах России -- закритичное, запредельное для любой страны», -- сказал президент. Как известно, смерть на дорогах входит в тройку «лидеров», уносящих жизни россиян, наряду с пьянством и сердечно-сосудистыми заболеваниями. На огромное количество ДТП влияет множество факторов -- и плохое состояние дорог, и низкое качество подготовки в автошколах, и неторопливые «скорые». Но все же главная проблема, на взгляд президента, не в этом, а в пресловутом человеческом факторе. Проблем на дороге было бы намного меньше, если бы все участники дорожного движения уважали друг друга, а должностные лица -- от гаишников до преподавателей автошкол -- ответственно относились к своим обязанностям. «То, как мы себя ведем, связано со степенью уважения друг к другу. В равной степени это должно относиться ко всем, кто ежедневно оказывается в общем транспортном потоке, и касаться должно всех -- и тех, кто едет на обычном транспорте, и тех, кто едет на транспорте, оснащенном спецсигналом», -- убежден глава государства. «Мы об этом стесняемся говорить. Гораздо проще зачастую свалить все на гаишников, на правила, на состояние дорог, на отсутствие медицинской помощи», -- заметил президент. И призвал водителей начать борьбу за безопасное движение с самих себя. Он напомнил, что причины почти 85% ДТП -- это человеческий фактор, нарушение правил дорожного движения. 24 июля в Ростовской области рейсовый автобус столкнулся с масловозом. Тогда погиб 21 человек. «Оба водителя по 20 лет стажа имеют. Это не новички какие-нибудь, не молокососы, которые случайным образом баранку получили... Нарушают правила, причем непонятно зачем. Это ментальная проблема», -- считает глава государства. (По версии экспертов, масловоз выехал на встречную полосу из-за смерти водителя за рулем еще до столкновения с автобусом.) Сотрудникам ГИБДД также надо менять менталитет. «Основная претензия заключается в том, что они не стремятся предупреждать правонарушения, а стремятся наказать за уже совершенные действия. Они никогда не встанут перед новым «кирпичом», чтобы разворачивать водителя, а будут ждать, пока тот на этот сигнал проедет», -- показал знание жизни г-н Медведев. Он считает абсолютно недостаточными меры по обеспечению безопасности дорожного движения, которые принимались в стране в последние годы. «Я не могу сказать, что нам удалось что-то там переломить. Мы только-только находимся в начале пути по исправлению этой ситуации», -- прокомментировал президент доклад главного государственного автоинспектора -- шефа департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Виктора Кирьянова. Тот сообщил, что принятые меры позволили с 2004 года сохранить 13,5 тыс. жизней. При этом количество автомобилей на дорогах выросло на четверть. Сейчас по стране ездит 42 млн машин. Нужны жесткие радикальные меры, убежден президент. «Вы должны будете представить мне в короткие сроки конкретные предложения. Правительственная комиссия должна взять все эти вопросы под контроль», -- заявил президент. Некоторые идеи прозвучали сразу же. Глава МЧС Сергей Шойгу предложил ввести нормативы прибытия к месту аварии медиков и спасателей, а глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова -- разделить встречные полосы жесткими отбойниками. Впрочем, самый дешевый способ борьбы с авариями предложил сам Виктор Кирьянов. Он высказался за последовательное ограничение въезда в города на личных машинах. Это, полагает главный гаишник, поможет победить пробки, ущерб от которых, по оценкам МВД, составляет 38 млрд руб. ежегодно, а заодно и значительно снизит аварийность за счет уменьшения количества машин. http://www.vremya.ru
|